Секс для пожилых: сиделки крадут любовников?
Переломы костей у курильщиков заживают
Комплексная иммуномодулиpующая
Билл Гейтс пожертвовал

Жестокие видеоигры
Вопрос о возрождении российской
Готовить еду следует
Всем американцам вживят


За работой российских врачей будут следить американские
Из опыта применения органопрепаратов

Федеральная комиссия

Главная причина стресса
В России отменят обязательную вакцинацию новорожденных
Птичий грипп. Ликбез

Геронтологи из Кембриджского

Ученые выращивают сосуды для трансплантации
В Бельгии успешно прошла вторая пересадка
Заблуждения родителей и болезни детей
К вопpосу о pесупеpинфекции

Коллагенновые снегурочки
Витамин B1 не дает ослепнуть диабетикам

'Гонконгскую пневмонию' начнут выявлять на этой неделе
Целебные свойства веселящего газа!
Высокие уровни фенилуксусной
Начаты клинические испытания новой вакцины против
Субмарина отправится в плавание по кровеносным сосудам


'Первое настоящее клонирование' совершит

Синдром токсического шока
Недоношенных детей необязательно

Фолиевая кислота полезна

Кофе со спиртом лечат инсульт
Китайская и японская кухня могут довести
Влияние небиволола на состояние
Мужская гормональная контрацепция 'обратима'
 




Изображение к статье краткая энциклопедия взглядов

Краткая энциклопедия взглядов

Еще каких-нибудь 20 лет назад такого понятия, как «имидж», нельзя было обнаружить даже в психологических словарях. Может быть, потому, что советские идеологи попросту считали его буржуазным. Между тем, слово это образовано от латинского понятия «образ, вид» и обозначает совокупность представлений окружающих о конкретном человеке, его видимый образ, психологический портрет, тесно связанный с внешностью и манерами. И не последнюю роль здесь играет выражение лица и взгляд.

Сегодня специалисты – имиджмейкеры работают с самым широким кругом вопросов, но едва ли не основная и самая ответственная сфера приложения их знаний – лицо. Лицо – самая выразительная составляющая имиджа. А психологи считают, что выражение лица – очень серьезный аргумент, даже если речь идет не об общении с глазу на глаз, а наш собеседник – на экране телевизора или на фотографии. Благодаря каким-то неуловимым деталям одно лицо вызывает у нас недоверие, заставляет собраться и более критично прислушаться к словам партнера, а другое располагает настолько, что мы с безоговорочным доверием относимся ко всему, что нам говорит его обладатель.

Таким образом, хотим мы того или нет, наше лицо и лицо партнера по общению несет едва ли не основную информационную нагрузку.
Имиджмейкеры, визажисты, слава богу, научились регулировать на лице заказчика необходимые зоны. Многие люди пришли к тому же интуитивно, путем проб и ошибок, с помощью советов близких людей. Неподвластным остался только взгляд. Потому, что он настолько из области непроизвольного, что всерьез говорить о возможности им управлять вряд ли правомерно.

Вот уж, поистине – «зеркало души»! Правда, в работах некоторых авторов приводятся ссылки на самостоятельные тренировки, например, пристального взгляда, но там же признается их возможная опасность для здоровья (может снизится острота зрения).

Итак, взгляд – это очень многое: это и способ самопрезентации, это и орудие психического давления, а самое главное – это психоэнергетический выброс высокой концентрации, несущий информацию о человеке, опровергающую или подтверждающую то, что он говорит. Так что с полной уверенностью можно сказать, что именно благодаря взгляду лицо человека поддается прочтению.

Вот, например, – зрачки. Ну просто кладезь информации!
Внимательному и подготовленному человеку размеры зрачков могут очень многое сказать об отношении собеседника к нему лично и к тому, что он говорит. Расширенные зрачки говорят о заинтересованности, волнении или беспокойстве вашего собеседника. Если же ваш визави недоволен услышанным, собирается возразить, настроен враждебно или разгневан – его выдадут суженные зрачки. Правда, этот же признак характерен для человека, которому глубоко безразлично все происходящее.

Как отличить одно от другого? Тут вам на помощь придут все остальные невербальные признаки: поза вашего партнера, общее выражение его лица, поворот головы в сторону от вас и пр.
Необходимо, так же, учитывать, что чем ярче освещение при контакте, тем меньше зрачки собеседников: таковы физиологические особенности человека.

Вообще, если вы хотите расположить к себе собеседника, показать ему ваш интерес к тому, что он говорит, то вам необходимо увеличить прямой контакт глазами с ним до 60 – 70 % всего временного объема. Собственно, так оно и происходит, даже, если мы и не отслеживаем подобные тонкости, при взаимном интересе партнеров. Но здесь есть исключения, которые полезно запомнить. Например, корейцы или японцы при контакте практически никогда не смотрят прямо в глаза, это особенности их менталитета, отличного от европейского.

Еще одна особенность пристального взгляда в течении всего общения: так смотрят далеко не только влюбленные, но и конкуренты. Слишком настойчивый взгляд, особенно при эмоционально напряженном разговоре, на подсознательном уровне расценивается вашим визави как враждебный. Так что стоит, пожалуй, подавить желание постоянно смотреть на оппонента в конфликтной ситуации, иначе враждебность только усилиться.
Кстати, чем ближе два человека находятся друг к другу, тем сильнее они стремятся избежать прямого контакта глазами (разумеется, это не относится к близким и любимым).

Мы с детства приучаемся учитывать то, что взгляд безошибочно выдает наше состояние и скрытые намерения. Мы стараемся спрятать взгляд, если говорим неправду, стремимся скрыть истинные чувства или стесняемся их. В этом случае нас выдает бегающий взгляд, даже если нам кажется, что мы сохраняем «хорошую мину при плохой игре».

Считается, что если человек уходит от визуального контакта более, чем в одной трети времени разговора, то он неискренен. Второй же собеседник явственно начинает ощущать некую неопределенность ситуации.

Исследования доктора Экслайна из университета Делавер весьма полезны для оценки подобных ситуаций. Ученый выяснил, что высказываясь или отвечая на вопросы, человек фиксирует взгляд на партнере вовсе не в течении всего времени общения. Когда его глаза останавливаются на партнере, возникает возможность «вставить слово», поскольку прошел непроизвольно поданный сигнал «я закончил, как вам мое мнение?». Если же пауза в речи сопровождается отведением взгляда, то это знак временного затруднения вашего собеседника или незавершенности его послания вам и прерывать его в это время не рекомендуется.

Вот такие вот тонкости... Если же ваш слушатель во время ваших слов не сводит с вас взгляда да еще при этом слегка кивает, то вы безошибочно понимаете, что то, что вы говорите ему интересно или он, как минимум с этим готов согласиться. Ускользающий же взгляд говорит о том, что человек пока не хочет поделиться с вами своим мнением по поводу ваших слов.

И все же, если собеседник смотрит не прямо вам в глаза, то куда? И что это означает? Попробуем разобраться.

Так называемый «деловой» взгляд – устремлен выше ваших глаз, куда-то в область лба. Сам по себе он не является плохим знаком, скорее говорит о серьезности намерений партнера, нежелании отвлекаться и уступать собственных позиций.

«Светский» взгляд – на уровне глаз визави – создает благоприятную атмосферу общения. Иногда, чтобы не показаться излишне назойливым «светский» взгляд переводят на область между глазами и ртом собеседника.

«Интимный» взгляд безошибочно читается вашим собеседником противоположного пола, как вполне определенный интерес. Взгляд этот путешествует между глазами и грудью, то и дело норовя опуститься на нижнюю половину тела. Он – из разряда оценочных, демонстрирующих интерес или даже восхищение.

Повторяющиеся взгляды, как бы «короткими очередями», выстреливающие в вашу сторону говорят о намерении вступить в контакт с вами. Они же показывают, что с вас «снимают информацию», стараясь при этом не афишировать намерений, особенно, если подобные взгляды перемежаются с пустыми, как бы «отсутствующими», незаинтересованными взглядами.

Пристальный, тяжелый взгляд, неподвижно застывающий на собеседнике далеко не всегда говорит о скрытой угрозе или попытке доминировать. Во многих случаях к подобной уловке прибегает человек, испытывающий затруднения в выборе ответа или способа реагирования на ситуацию.

Верно то, что встречают по одежке, а провожают по уму. Так же верно и то, что верят не столько словам, сколько делам. А еще больше – глазам.

Автор : Елена Егорова, психолог

электронный документооборот СМЭВ

(c) Медикалис 2008 - 2009